___

Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
XYQE
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

___ > Цитатник пользователяПерейти на страницу: 1 | 2 | следующуюСледующая »


вторник, 4 марта 2014 г.
Амелия Понд. 22:12:05
Запись только для друзей.
пятница, 24 января 2014 г.
Могилёвская 14:27:31
Запись только для зарегистрированных пользователей.
понедельник, 6 января 2014 г.
Rose. 20:15:29
Запись только для меня.
четверг, 21 ноября 2013 г.
... Charlotte 11:39:36
­­
Прoкoммeнтировaть
вторник, 19 ноября 2013 г.
... Charlotte 15:50:53
В предыдущей моей статье речь шла о древней истории Украины в эпоху железа-бронзы. Естественно, очень много очень важного не было сказано. Надеюсь, еще поговорим. Но общее впечатление я, надеюсь передал. Его можно свести к трем тезисам.

Во-первых, Древняя Украина (Русь, Скифия) была одним из ключевых регионов Старого Света, население которого часто оказывало мощное, а порой и решающее влияние на весь ход мировой истории.

Во-вторых, это влияние проявлялось не только в военных походах и завоевании огромных территорий, но и в совершенствовании технологии, так что даже грекам в эпоху расцвета Древней Греции было что заимствовать у населения Скифии. Именно на территории Украины было сделано самое выдающееся изобретение в истории человечества — было изобретено колесо.

В-третьих, современные украинцы — прямые и непосредственные потомки населения Древней Украины, территория которой была прародиной не только всех славян, но и вообще всех индоевропейских народов. Мы — вековечные хозяева этой земли!

И, честно говоря, все это было бы так и было бы целиком справедливо, если бы в истории вообще не было феномена, известного у нас теперь как Трипольская цивилизация. То есть и тогда нам было бы чем гордиться в нашей древней истории.

Для меня лично Трипольская цивилизация — некий “боковой” эпизод в украинской истории, имеющий к нам примерно такое же отношение, какое имеет к современным украинцам история греческих городов-государств в Северном Причерноморье. Мы можем видеть в окрестностях Николаева развалины шикарного города Ольвии, где когда-то стояли римские легионы. А такие города, как Одесса, Белгород-Днестровский, Евпатория, Севастополь, Симферополь, Алушта, Феодосия, Керчь — прямо основаны на месте античных городов. Например, на месте Симферополя была столица позднего Скифского царства Неаполь Скифский (на месте первой столицы Скифии сейчас находится довольно неприглядный городишко Запорожской области Каменка Днепровская). Из этих городов Керчь и отчасти Севастополь существовали с момента основания и до наших непрерывно — именно как города. При этом Керчь (Корчев) несколько веков была именно городом Руси под властью киевских и черниговских князей. Потомки древних греков живут на территории Украины и сейчас. Греция оказала на Украину колоссальное культурное влияние: именно оттуда к нам пришло Православие.

Все это так. И история греческих городов на Юге — часть истории Украины. Но если в словах “предки современных украинцев изобрели колесо” нет никакого преувеличения, то в словах “предки современных украинцев основали город Ольвию” такое преувеличение есть. Очевидно, что кое-кто из тех древних греков и их потомков в итоге влился в состав украинского этноса. Достаточно вспомнить про многолюдные греческие колонии в городах Киевской Руси и гетманской Украины. Но так же очевидно, что те древнегреческие города все-таки основали предки современных греков (тех же греков-ромеев из района Мариуполя), а не современных украинцев.

Ситуация, наверное, выглядела бы иначе, если бы у тех древних греков не осталось прямых потомков, прямых наследников их языка и культуры. Тогда бы, я думаю, у нас было бы значительно больше оснований (и соблазна) провозгласить главными наследниками себя, любимых. И говорить о древних Ольвии, Тире, Херсонесе, Пантикапее как о древних украинских городах. Повторяю, не то чтобы для этого вообще нет оснований. Нам культура Древней Греции — вовсе не чужая. Но у древних греков есть современные наследники, язык которых восходит к древнегреческому.

А у трипольцев в современном мире прямых наследников нет. И поскольку самые выдающиеся их достижения непосредственно связаны именно с территорией Украины, то мы, ее нынешние жители и есть прямые наследники трипольцев. Причем повлияли они в свое время на предков украинцев не меньше, чем греки. И тоже частично влились в состав наших предков. Так что в наших жилах течет немалая доля крови древних трипольцев. И мы имеем право гордиться их культурой и ее достижениями, тем, что вообще на нашей земле эта поразительная цивилизация была. Но все-таки неплохо бы помнить при этом и то, что мы в первую очередь прямые потомки тех, кто много веков боролся с трипольцами и в конце концов сокрушил и уничтожил их цивилизацию.

О восточных соседях трипольцев — племенах среднестоговской культуры, изобретателях колеса, верховой езды и прямых предках всех индоевропейских народов (включая славян) уже шла речь в предыдущей статье.

У всех индоевропейцев есть одна общая очень характерная черта: мы всех врагов называем “змеями” или просто “гадами”. А вот у белорусов еще в 19 веке сохранился странный обычай: крестьяне держали в каждой хате ужа, поили его молоком, считали “домовым” и вообще добрым оберегом для дома. Иногда подобным образом относятся к змеям и индусы. Или вспомним народные сказки про Змиеву царевну, которая выходит замуж за добра молодца...

Дело в том, что как раз трипольцы были буквально “завернуты” на змеях. Конкретно на ужах. Выражаясь по-научному, у них был исключительно широко распространен культ змеи. Змеи в качестве оберегов были типичным изображением, в частности, на трипольской керамике. Причем часто змее вставляли горящие красные глаза... Любопытно, что в Китае, на родине образа дракона, его изображают скорее в виде огромного Змея. Причем для китайцев он — добрый и милостивый персонаж, защитник народа. Для них выражение “гад ползучий” не есть ругательство.

Я не зря заговорил о китайцах. Современниками трипольцев были носители культуры Яншао в Китае. Так вот, некоторые горшки культуры Яншао не сможет отличить от трипольских даже специалист-археолог. Очень похожие спиральные орнаменты, состав глины и технология обжига. В пятом — начале четвертого тысячелетий до н. э. такую шикарную керамику умели изготовлять также кое-где на юге в Средней Азии, в Иране, на Ближнем Востоке, в Малой Азии (современная Турция), на Балканах, кое-где в Центральной и на юге Западной Европы... Эти культуры и получили название культуры расписной керамики. “Фирменным” для них стал спиральный узор на керамике, символизирующий скорее всего тех же змей.

Вообще, чтобы почувствовать, что трипольцы не были и не могли быть нашими прямыми предками, достаточно подержать в руках трипольскую керамику. Она производит впечатление современной заводской керамики из прекрасно обожженной красной глины. Очень твердая, часто с сохранившимися яркими росписями. Наши же предки-индоевропейцы (а в последующие эпохи — славяне, германцы, иранцы, индо-арийцы...) изготовляли совсем другую керамику. Она черная на изломе, плохо обожженная, рыхлая, буквально крошится в руках. Узор на ней продавлен палочкой или гребешком, а то и вовсе отсутствует. И во всех последующих культурах аж до Киевской Руси она очень похожа. Так и хочется процитировать Некрасова: “Ваш славянин, англо-сакс и германец — не создавать, разрушать мастера. Варвары, дикое скопище пьяниц!”. Правда, говорят, благодаря толщине и рыхлости стенок такие горшки могли служить неплохими термосами...

Так вот, российские лингвисты, а именно получившая теперь мировое признание Московская школа компаративистики доказали, что это сходство расписной керамики — вовсе не случайное, а отражает реальную этническую близость. Основная заслуга здесь принадлежит, к сожалению, ныне покойному профессору и членкору РАН С. А. Старостину. Он доказал, что языки народов Северного Кавказа (таких, как абхазы, чеченцы, лезгины), тибетцев, бирманцев, китайцев (!), маленького народа енисейских кетов в Сибири, горного племени буришков в горах Гиндукуш на севере Пакистана и басков в Испании — очевидно родственные. Это значит, что очень давно, значительно раньше существования единого индоевропейского языка существовал и единый сино-кавказский язык, а значит, и единый народ. Впрочем, антропологи и раньше утверждали, что у китайцев и тибетцев есть заметная примесь европейской крови. И даже похлеще: многие ученые находят убедительной также гипотезу о родстве с сино-кавказскими языками индейских языков группы на-дене, к которым принадлежат и знаменитые апачи...

А украинский лингвист Юрий Мосенскис успешно защитил докторскую диссертацию, где доказывал, что и трипольцы скорее всего говорили на языке, родственном северокавказским.

Ученым даже более-менее понятно, где жил этот прото-сино-кавказский народ. Скорее всего это была территория Малой Азии (современной Турции). Там на холме с неприлично звучащим турецким названием Чатал-Хуюк (сейчас по-русски норовят писать Чатал-Хююк) было раскопано древнее поселение эпохи раннего неолита (нового каменного века, когда уже перешли к земледелию и скотоводству). Оно существовало в основном в 6-м тысячелетии до н. э. и в начале 5-го, хотя зародилось еще раньше. Это ОЧЕНЬ большое по тем временам поселение, где могло жить до 6 тысяч человек (некоторые исследователи утверждают, что до 10 тысяч). Это население было земледельческим, уже умело строить небольшие оросительные каналы, но прежде всего разбогатело на торговле обсидианом (вулканическим стеклом из расположенного рядом вулкана). В каменном веке обсидиан был самым ценным камнем: из него можно было изготавливать исключительно твердые и острые ножи, которыми можно даже было бриться. Со временем жители Чатал-Хуюка едва ли не первыми в мире научились выплавлять из медной руды медь. Но в Чатал-Хуюке археологи не нашли каких-либо признаков имущественного расслоения, там не найдено ни остатков дворцов, ни храмов. Святилища там представляли собой небольшие комнаты в домах отдельных семей; их найдено несколько десятков. В общем, хотя некоторые археологи поспешили назвать Чатал-Хуюк древнейшим в истории городом, все-таки городом в современном понимании он не был. Чатал-Хуюк занимал площадь в 13 га и был самым большим неолитическим поселением на Ближнем Востоке. Запомним эту цифру: 13 гектаров.

Что очень важно: в Чатал-Хююке уже делали высококачественную расписную керамику, а также замечательные статуэтки из обожженной глины. Распространенный сюжет этих статуэток — обнаженная женщина (богиня?) на рогатом стульчике, в котором видят стилизованную голову быка. Эта фигурка богини на быке очень характерна для всех последующих культур расписной керамики в Европе, включая Триполье. Ну и, разумеется, в Чатал-Хуюке очень почитали змей...

Можно предположить, что носители сино-кавказских языков тогда же начали широчайшую экспансию как на запад, в Европу (где они дошли до Испании и Британских островов), так и на восток, где они через Среднюю Азию добрались до Китая и Сибири (а возможно, и до Америки). В частности, они через современную Болгарию попали на восток современной Румынии. Там со временем возникла культура Кукутени. Так вот, во всем мире, за исключением Украины и России, трипольскую культуру называют кукутеньской, в лучшем случае культурой Кукутени-Триполье. Она и сформировалась первоначально на территории Румынии, и открыли ее там раньше, чем у нас. Но чешский археолог-любитель и убежденный славянофил Викентий Хвойка, раскопав в конце 19 века остатки селища этой культуры близ села Триполье под Киевом, сразу начал всем рассказывать, что откопал древнейшие истоки культуры славян. И с тех пор у нас эту культуру упорно именуют ласкающим славянскую душу именем: Трипольская.

Итак, “трипольцы” появились на земле Украины как иноземные захватчики во второй половине 6 тысячелетия до н. э. Они пришли из Малой Азии через территорию современной Румынии. Здесь они разгромили местных жителей — племена буго-днестровской культуры — и заняли бассейны рек Днестр и Южный Буг — территорию современной Западной и отчасти Центральной Украины до района Киева включительно. За Днепр они продвинулись значительно позднее только в районе современного Киева, и то совсем чуть-чуть. Их культура резко отлична от культуры их предшественников в этих краях, так что явно имело место жестокое военное завоевание.

Под натиском трипольцев (будем по традиции их так называть, хотя они и кукутеньцы...) племена буго-днестровской культуры бежали на восток. Черты их культуры (а они тоже уже были земледельцами и скотоводами и изготовляли глиняные горшки) появляются у населения Левобережной Украины, а в Поволжье в это время возникает самарская культура, в которой ряд исследователей видит прямое продолжение буго-днестровской. Но где-то на рубеже рек Ингул и Тясмин и по среднему течению Днепра нашествие трипольцев было остановлено местными племенами, среди которых затем и начнет формироваться индоевропейская среднестоговская культура... Именно они, а не трипольцы стали нашими прямыми предками. Ну, к восточным соседям трипольцев мы еще вернемся.

Итак, Трипольская культура — крайняя северная ветвь целого великого круга культур расписной керамики, высший расцвет которых приходился на 5 тысячелетие до н. э. Т. е. это происходило семь-шесть тысяч лет назад. Не просто давно, а очень-очень давно.

И мы учились, и наши дети, увы, продолжают учиться по давным-давно устаревшим учебникам древней истории. В них сначала расказывается о первобытных людях, а затем переходят к сразу к рассказам о Древнем Востоке — Древнем Египте и Вавилоне. Но единое государство (Раннее Царство) в Египте возникло примерно пять тысяч лет назад, а первые пирамиды были построены еще на несколько столетий позднее. Египет вовсе не был самой древней цивилизацией на Земле.

Современной археологической наукой бесспорно установлено: древнейшие на Земле высокие цивилизации возникли не в Азии или Африке, а в Юго-Восточной Европе. Это произошло в пятом тысячелетии до н. э., на территории современных Украины, Румынии, Болгарии, (бывшей) Югославии, Венгрии, Греции и Турции. Эта эпоха археологами названа медный век или энеолит. Речь идет именно о европейских культурах “расписной керамики” (их азиатские родичи остались на более примитивном уровне культурного развития). Именно здесь были созданы первая в мире письменность, первые в мире настоящие государства и были построены первые в мире настоящие города.

В это время на территории современной Болгарии существовала культура Варна, в которой известны поразительно богатые “царские” могилы, значительно более богатые, чем захоронения царей Шумера. Из одной только могилы было извлечено 990 золотых предметов, общим весом более 1,5 кг, множество медных и каменных инструментов. Погребённый был одет в исключительно богатую одежду, держал царский жезл в правой руке, в могиле были найдены также части лука, украшенного золотом.

Очевидно, что там уже существовало государство — задолго до Древнего Египта. Это видно и по тому, что во многих из этих культур (включая Трипольскую) уже четко видна иерархия поселений: открыты крупные центры на несколько тысяч человек и расположенные вокруг небольшие деревни и хутора. В некоторых из этих поселений четко выделяется укрепленный кремль и посад, которые будут типичны для средневековых городов пять тысяч лет спустя...

С полным основанием ученые предполагают, что в земледелии таких культур, как Гумельница, Вэдастра, Триполье, применялись соха или примитивный плуг, а в качестве тягловой силы – волы. Был известен и бесколесный транспорт – сани, волокуши. В частности, известны модели саней и в Трипольской культуре, довольно похожих на традиционные крестьянские сани.

Медь и золото использовались для изготовления украшений, а медь – для отливки плоских и проушных (т. е. похожих на современные) топоров и тесел. Вообще уже довольно широко использовались медные орудия труда: не меньше, чем в Древнем Египте при строительстве пирамид. Уже появились профессиональные ремесленники: кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, кожевенники. В культуре Варна, например, использовался уже гончарный круг. Для сравнения: славяне в первые века нашей эры гончарного круга не знали, каждая хозяйка лепила горшки вручную.

Известны были и монументальные храмы. Такие храмы раскопаны в Кэсчиоареле близ Бухареста (культура Боян). В верхних слоях Кэсчиоареле (культура Гумельница) открыта модель храма из четырех зданий на высоком подиуме. И все это – задолго до появления шумеров в Двуречье! Кстати, территория культуры Гумельница заходит и в нашу Одесскую область.

Кстати о шумерах. Они пришли в Шумер (юг современного Ирака) непонятно откуда. Но вот читаем в совершенно солидном научном издании: «Далеко от Ближнего Востока, в Тэртэрии, на территории современной Румынии, найдено несколько глиняных табличек с письменными знаками, весьма похожими на шумерскую архаическую письменность III тыс. до н. э. [Рис. 28]. Разница в том, что знаки для цифр пишутся кружками и полукружиями, процарапанными, а не выдавленными обратным концом писчего стиля, как в Шумере. Остальные знаки хотя и не прочитаны, но все имеют аналогии в архаическом шумерском письме. Обнаружены они, странным образом, в захоронениях VI тысячелетия до н. э. – эпохи, когда на Ближнем Востоке не было еще никаких следов подлинной письменности, да и трудно представить себе, чтобы письменность не изменилась за две тысячи лет (между VI и IV тысячелетиями)». Так что не исключено, что шумеры пришли в Шумер с территории современной Румынии.

Но еще более поразительное впечатление производит письменность культуры Винча (современная Сербия, а также Венгрия, Румыния, Болгария и север Греции). Обратим внимание: знаки на этой табличке четвертого тысячелетия до н. э. поразительно напоминают наши современные алфавиты и выглядят несравнимо современнее египетских иероглифов (которые тогда еще не изобрели). Создатели этой культуры строили настоящие крепости с каменными стенами и рвами.

Практически все эти черты были и в Трипольской культуре – крайнем северо-восточном форпосте Старой Европы (как ее теперь называют). Единственное: с письменностью здесь еще не разобрались. С одной стороны, найдены некие глиняные таблички с процарапаными знаками, которые тоже можно считать древними записками. С другой стороны, большинство археологов вроде бы не соглашается, что это уже настоящая письменность. Но в чем сошлись: у трипольцев уже была столь сложная и совершенная система знаков в орнаментах на посуде, что ее можно с некоторым основанием считать протописьменностью.

Зато у трипольцев были и плуг, и сани, и волы, и сады с вишнями, сливами и яблонями. Были профессиональные ткачи, кузнецы и гончары. А также было довольно резкое имущественное неравенство: богатые и бедные. Были огромные здания в два и даже в три этажа, с площадью этажа до 500 кв. метров. Некоторые из таких капитальных построек – очевидные храмы.

Любопытно, что окна домов трипольцы (как и другие народы Старой Европы) делали закругленными или вообще круглыми как иллюминаторы. Сохранились глиняные модели таких домов (или святилищ).

Трипольцы тоже поклонялись Богине на рогатом стуле, очень часто ее изображения делали довольно абстрактными, без головы и рук. Очень интересны статуэтки юной девушки с чуть обозначенными грудями и головой совы: можно вспомнить древнегреческий культ богини мудрости Афины, которую называли именно Дева (по-гречески Парфенос, отсюда название знаменитого Парфенона в Афинах) и часто изображали именно в виде совы, в том числе на афинских монетах. Некоторые же трипольские глиняные статуэтки поразительно напоминают античные торсы и бюсты (которые появятся спустя четыре тысячи лет), вызывая и сейчас подлинное восхищение.

Не меньше восхищает и трипольская керамика. У них было что-то вроде глиняных ложек или черпаков, были обычные горшки и миски, но были и особые ритуальные сосуды очень странной формы. Самые из них удивительные – сосуды, по форме очень напоминающие театральный бинокль. Непонятно, что трипольцы при этом имели в виду.

Все это было, как видим, примерно на том же уровне, что и у других культур Старой Европы медного века. И этим тоже безусловно можно гордиться. Отмечу, что даже обо всем вышеизложенном нашу публику, гм, электорат как-то умудряются не информировать. Но в одном важнейшем моменте Трипольская цивилизация абсолютно уникальна и не имеет себе равных даже среди прочих поразительных цивилизаций Европы медного века. Внимание: далее будет проистекать самая важная и поразительная, действительно абсолютно сенсационная информация о Трипольской культуре.

На самом деле этой сенсации уже свыше сорока (!) лет. Но абсолютное большинство нашего народа о ней ничего не знает. Более того. Зайдя сейчас на русскоязычный сайт Википедии со статьей “Трипольская культура”, я увидел на нем информацию, устаревшую еще те же сорок лет назад, со ссылками на книги 1948 года издания. Наверняка эту статью многие пытались изменить и дополнить. Но кому-то в России до сих пор позарез нужно, чтобы никто не знал правды о Трипольской цивилизации на территории Украины. Кстати, украиноязычный сайт немногим лучше, что меня, признаться, вообще шокировало.

Итак, еще в 1964, а затем в 1968 годах в киевском сборнике “Археологiя” вышли статьи совсем даже не профессионального археолога, а профессионального военного топографа Константина Шишкина. Он занимался расшифровкой аэрофотоснимков для создания новых топографических карт Черкасской области. И увидел на них поразительные огромные структуры в виде нескольких концентрических кругов с радиально расходящимися от центра линиями. Он правильно интерпретировал, что речь идет о гигантских древних поселениях и даже связал их конкретно с трипольской культурой: в некоторых местах руины (это спустя то шесть тысяч лет!) все еще выходили на поверхность, а древние черепки и кости выворачивались при пахоте. Именно этому человеку мир обязан поразительным открытием.

Но признание этого открытия заняло много лет. Это очень характерно для затхлой атмосферы киевского Института археологии. Мягко говоря, своеобразное заведение (и сейчас даже гораздо хуже, чем тогда). Но то – отдельная грустная тема...

Наконец, в 1971 году Николай Шмаглий из этого института решился на раскопки на одном из таких крупнейших городищ – Майданецком. И гипотеза Шишкина блестяще подтвердилась. Этот Шмаглий был сама советская идейность – парторг института. Но археолог неплохой, и как человек - не лишенный понятий о совести (что для коммунистов было скорее исключением). Он успел “поднять нежелательный шум”. Естественно, не без указки из Москвы самая передовая в мире советская марксистская наука постаралась изо всех сил замять тему: разумеется, “чтобы не давать пищу для украинского национализма”. Финансирование раскопок полностью прекратили, Шмаглия вообще отстранили от темы. Но было уже поздно. Сенсация пошла гулять по свету. В итоге еще примерно через десять лет сенсацию сквозь зубы признали: Да, в географическом центре Украины обнаружены “поселения-гиганты” медного века. Хотя московские археологи до сих пор часто стараются не применять к ним термин даже термин “протогорода”...

Но судите сами. Я уже упоминал, что Чатал-Хуюк многие, в том числе российские археологи называют древнейшим городом на Земле. Его площадь 13 (тринадцать) га. По всей территории Трипольской цивилизации, включая Молдову и Румынию, находят трипольские города площадью 50-100 га. Но на западе Черкасской области есть целый ряд еще намного более крупных городищ: Майданецкое – 270 га, Доброводы – 250 га, Тальянка – 400 (четыреста) га. И такие фантастически огромные городища были сосредоточены только на сравнительно небольшой территории современной Украины в бассейне Южного Буга.

Для сравнения: площадь города Киева в домонгольскую эпоху, т. е. во время наивысшего расцвета, когда он был столицей огромной Киевской Руси, составляла те же 400 га, причем, как сказано в “Истории Киева”, «своими масштабами древний Киев превосходил не только все древнерусские города, но и многие крупные центры средневековой Европы».

При этом плотность застройки у трипольцев была вряд ли меньше, чем в средневековом Киеве. Даже в официальном многотомнике “Археология СССР” сказано: “Поселение в Доброводах (Украина) имело площадь около 250 га. Дома в нем располагались по девяти-десяти кольцам. Население столь крупных поселков определяется в 10-20 тыс. человек”. Для сравнения: население Харькова на момент открытия тут университета (1805 год) составляло те же 15 тыс. человек.

Повторяю: в ту эпоху в мире не было вообще ничего и близко подобного. Представляю, какую шумиху подняли бы наши милые русские братья, если бы что-то подобное было найдено на территории современной России. Они вон об Аркаиме, городище 2-го тысячелетия до н.э. (т. е. на три тысячи лет позже городов Триполья) площадью 2,5 (два с половиной) га умудрились уши прожужжать всему миру, упорно именуя его городом...

Еще Н. Шмаглий предложил достаточно убедительную параллель между “страной городов” в Черкасской области и Древним Шумером: это были отдельные, часто враждовавшие между собой города-государства. Но не менее убедительной выглядит и другая гипотеза: эти города представляют собой столицы единого обширного государства, время от времени переносимые с места на место. Кстати, подобный обычай переноса столиц известен в Древнем Китае.

... А потом Трипольской цивилизации не стало. Хотя агония ее длилась почти тысячу лет. Иногда “грешат” на изменение климата. Но куда более правдоподобна версия о нашествиях наших с Вами предков – индоевропейцев, конных воинов и изобретателей колеса. Тогда погибли ВСЕ культуры расписной керамики. Уцелела только та, что на острове Крит. Там продолжали поклоняться змеям и быку. А со временем культуру Крита переняли древние греки... И на территории Украины трипольцы не исчезли бесследно. Но в общем все это – отдельные темы. Продолжение, возможно, следует...


Категории: История
Прoкoммeнтировaть
... Charlotte 10:30:46
История открытия[править | править исходный текст]

Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.

Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 70-е годы ХІХ века. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он представил свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне село Триполье Обуховского района Киевской области). В Галиции в XIX — до 1939 г. её именовали «культурой мальованой (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень».

Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Российской Империи относятся к одному и тому же культурному комплексу.

Ареал[править | править исходный текст]



Археологические памятники трипольской культуры на территории Украины
Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии[2]. Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век).

Происхождение и связь с другими культурами[править | править исходный текст]

Трипольская культура была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона[3], среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, старчево-кришской, линейно-ленточной керамики, Винча, Тисаполгар.

«Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского­ региона: Криш, Линейно-ленточной, Боян, Хаманджия, Петрешть»[4]

Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Л. Л. Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии.[5]

Периодизация[править | править исходный текст]



Реконструкция жилья трипольской культуры
По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры[6]:

Ранний этап (Триполье A) — середина V — вторая половина IV тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину (Незвиско)[7], меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные седалища, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая)­.
Средний этап (Триполье B — Триполье C1) — средина IV тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных ракушек или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
Поздний этап (Триполье C2) — 3150 — 2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных ракушек с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
Хозяйство[править | править исходный текст]

Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплыми влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд[8].

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.

Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных)[8], свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры[8]. В отличие от региона степной Андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры Северного Причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5-2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.

Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собиранием. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские поселки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров[9].

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Поселения[править | править исходный текст]

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.

Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты­ размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.

Культура и духовная жизнь[править | править исходный текст]

Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини (см. Старая Европа), священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.



Антропологический облик представителей культуры[править | править исходный текст]

У представителей трипольской культуры антропологи отмечают средиземноморский[10] и динарский тип[11].

В настоящее время большинство ученых, на основании анализа скелетных останков, склоняются к идентификации трипольцев со средиземноморской расой, возможно — арменоидным[12] антропологическим типом, распространенным среди давних жителей Восточного Средиземноморья и Малой и Передней Азии. Это логично, учитывая тот факт, что украинская территория была будто периферией этого культурного ареала, основной массив которого зафиксирован в долине Дуная, на севере Балканского полуострова и на островном массиве Эгейского моря.
— Яковенко Наталья, Нариси Історії України
Представление о физическом типе населения Трипольской культуры базируется на немногочисленных антропологических находках, которые неоднократно изучались и достаточно описаны в научной литературе (Г. Дебец, К. Stojanowski, М. Герасимов, И. Гохман, М. Великанова, С. Круц, И. Потехина и др.). Ранний и средний периоды трипольской культуры представлены лишь одиночными погребениями, расположенными преимущественно на поселениях Лука Устинская, Солончены II [Гохман, 1958[13]], Веремье [Дебец, 1948[14]], Незвисько [Герасимов, 1958; Дебец, 1960[15]], Липканы [Donici 1930], скелеты из которых большей частью плохой сохранности. Отсутствие могильников этих периодов затрудняет решение вопросов формирования антропологического типа трипольцев и его происхождение. Отдельные же могильники появляются лишь на позднем этапе существования культуры. Это Выхватинцы [Великанова, 1975[16]] на Среднем Днестре, Чапаевка на Среднем Днепре [Круц, 1990[17]], Маяки, Усатово в Северо-Западном Причерноморье [Потехина, 1983[18], 1989[19]]. К ним можно присоединить и довольно значительную серию человеческих скелетов из Бильче Золотого (Средний Днепр), хотя они и принадлежат погибшим во время обвала пещеры [Stojanowski, 1930]. К позднему этапу, возможно, относятся и четыре черепа с поселения Бильшевцы возле Галича [Круц, 2006].

По мнению большинства исследователей, для трипольского населения характерны как грацильные (средиземноморские)­, так и массивные (протоевропейские) антропологические варианты европеоидной расы (при преобладании первого), что может свидетельствовать о неоднородном составе населения. Почти все позднетрипоьские могильники в своем составе имеют эти два морфологических варианта… Довольно своеобразное соотношение этих двух морфологических вариантов оказалось при изучении вариантов Выхватинского могильника: размеры мужских черепов дают возможность сравнивать их с группами, которые считаются «классическими» средиземноморцами (современные сардинцы), женские приближаются к «смягченному» протоевропейскому типу, что дало основание М. Великановой сопоставлять их с черепами срубной культуры эпохи поздней бронзы [Великанова, 1975[20]]. Такое расхождение в палеоантропологичес­ком типе мужчин и женщин подтверждается также различием в строении тел — женщины более высокорослы, чем мужчины, что также приближает последних к населению Средиземноморья с его чрезвычайно грацильным строением скелета…

Безусловно, процесс формирования физического типа трипольцев отличался большой сложностью, поскольку происходил в условиях этнокультурного сближения их с юго-западными и северо-восточными соседями вследствие постоянных и давних контактов, особенно с населением балканских и малоазийских культур. Находки на трипольских «площадках» глиняных статуэток с признаками «арменоидного» типа иногда объясняются проникновением среднеазиатских «арменоидов» через Балканский полуостров на Правобережье Украины [Пассек, 1947]. На этих изображениях действительно выступает нос, хотя такое явление некоторые исследователи объясняют определенным каноном [Дебец, Трофимова, Чебоксаров, 1951[21]]. Определить же величину выступания носа можно только на кранеологическом материале. К сожалению, это сделано лишь на четырёх черепах: на трех из них (Бильче-Золотое) носы умеренно выступающие (по шкале мирового распределения — средневыступающие),­ и только на одном (Выхватинский могильник) выступание носа достигает почти мирового максимума. В свете приведенных фактов можно только предполагать, что какя-то часть трипольского населения могла иметь черты переднеазиатских «арменоидов».

Вопрос о происхождении средиземноморского антропологического типа в составе трипольского населения все-таки остается открытым, так как отсутствуют черепа людей, которые жили на Украине до трипольцев (прежде всего это касается Буго-днестровской неолитической культуры).

— Круц С. Антропологический состав населения Трипольской культуры //Трипольская культура в Украине. - К.:, 2008. с. 239—2
41]

Категории: История
Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 17 ноября 2013 г.
Суккб Charlotte 23:04:47
Суккб или Суккбус (от лат.succuba «шлюха», succubare «подстилка» от sub- «под, ниже» и cubre «лежать, покоиться»)— в средневековых легендах— демонесса, посещающая ночью молодых мужчин и вызывающая у них сладострастные сны. Как ни странно, но при описании суккубов средневековыми демонологами слово succuba использовалось крайне редко. Для именования этого класса существ использовалось другое латинское слово: succubus, которое относится к мужскому роду. Вероятно, это связано с тем, что, согласно воззрению демонологов, суккуб— это Дьявол в женском обличии. Часто описывается как молодая привлекательная женщина, однако, имеющая когтистые ступни и, иногда, перепончатые крылья.

Развитие образаПравить
Церковь видела в суккубах слуг Дьявола или даже самого Сатану, принявшего женский облик. Поэтому можно обнаружить множество историй, в которых суккуб рисуется как безобразная ведьма или демоница, медленно выпивающая жизненные силы своих любовников-жертв, отчего их иногда неточно отождествляют с вампирами.

Тем не менее в ранних сообщениях суккуб предстаёт существом желанным, а не ужасным. Пожалуй, самой интересной из таких историй является легенда, поведанная Уолтером Мапесом в «De Nugis Curialium» (около 1185г.) о папе Сильвестре II (ок. 950— 12 мая 1003). Согласно этой легенде ещё юный будущий папа встретил однажды девушку удивительной красоты по имени Меридиана, которая обещала молодому человеку богатство и свои магические услуги, если тот согласится быть с нею. Юноша согласился. Каждую ночь наслаждался он обществом своей таинственной любовницы, и при этом его социальное положение быстро менялось: юноша стал архиепископом Реймса, кардиналом, архиепископом Равенны, и, наконец, папой.

ПараллелиПравить
Духи природы
Некоторые демонологи видели в суккубах не кого иного, как духов природы. Так, в 1801году в «Маг» (The Magus) Френсиса Барретта было сказано: «Когда лесные нимфы и фавны увидели, что красотой они превосходят других духов, они стали производить потомство и, наконец, начали вступать в брак с мужчинами, воображая, что с помощью подобных сношений они обретут бессмертную душу для себя и своих потомков».

В действительности, изучая различные мифы и фольклор, мы обнаружим, что истории о сношении человека с духами природы, вроде эльфов, нимф, сидов или фей, были довольно-таки распространёнными и что в дохристианскую эпоху род мог гордиться, если в его генеалогическом дереве числился какой-либо дух (обычно женщина) в качестве предка.

Лисицы-прислужницы
О демонах-любовниках известно не только Европе, мы[кто?] легко распознаем суккубов, например, в японских призраках лис-прислужниц, обладание которыми сулило невероятное счастье человеку.

Кошмар (Мара)
Однако не стоит полагать в то же время, что до христианства суккуб рассматривался исключительно как нечто желанное. Со времён греков известны, например, эфиальты, демоны-душители. Их западным эквивалентом является Мара, от имени которой, возможно, и происходит само слово кошмар (фр.Cauchemar, англ.nightmare). Хотя не все исследователи согласны с тем, чтобы причислить этот род демонов к суккубам, однако и тех и других, очевидно, следует причислить к демонам сна.

О природе суккубовПравить
Столько, сколько существует сама вера в суккубов, ровно столь же велико количество объяснений природы суккубов. И исследователи разных эпох видели в суккубах самые разнообразные явления.

Для ранних демонологов, очевидно, суккубы были своего рода демонами сна, реальными существами нечеловеческого мира. В Средневековье их реальность не ставилась под сомнение, изменилась лишь интерпретация. Теперь это были или посланники Дьявола, либо он сам в женском обличье. Позднее, когда будет замечено, что явление таких таинственных любовников часто происходит в особом «пограничном» состоянии сознания— между сном и бодрствованием, например, скептики отнесут суккубов к разного рода галлюцинациям и фантазиям сексуального характера, а оккультисты к проявлению влияния астрального света на человека.

В книге Карла Густава Юнга «Психологические типы» в главе «Номинализм и реализм» мы можем найти описание случаев явления Дьявола духовникам. Эти видения были истолкованы как попытка бессознательных монахов компенсировать односторонность их сознательной установки. Поскольку в известных нам историях о суккубах монахи фигурируют очень часто, мы можем увидеть в этом те же самые попытки компенсации аскетического образа жизни со стороны психики.


Категории: Мифология
Прoкoммeнтировaть
четверг, 14 ноября 2013 г.
Uchiha Sasuke 06:46:20
Запись только для зарегистрированных пользователей.
суббота, 14 сентября 2013 г.
Isergin 17:54:56
Запись только для зарегистрированных пользователей.
суббота, 24 августа 2013 г.
Joker.3 12:41:03
Запись только для зарегистрированных пользователей.
четверг, 22 августа 2013 г.
Вывод: Глюк Ёды 11:44:14
Все дни - китайцы.
комментировать 8 комментариев | Прoкoммeнтировaть
четверг, 15 августа 2013 г.
Триста девяносто два. Ever Happy 15:18:26
"Не думал, что произнесу это на американской земле, но... ЭТОТ РУССКИЙ ПРАВ!" Мадагаскар3
СУКА НАХУЙ ГЕНИАЛЬНО


Категории: Обожаю
Прoкoммeнтировaть
четверг, 8 августа 2013 г.
Uchiha Sasuke 06:18:01
Запись только для зарегистрированных пользователей.
воскресенье, 28 июля 2013 г.
кот жузе 17:55:34
Запись только для зарегистрированных пользователей.
среда, 17 июля 2013 г.
... принцесса 19:15:16
­­


Категории: Упрт, Гиф
Прoкoммeнтировaть
... принцесса 18:33:07
­­


Категории: Из ААДА, Гиф
Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 14 июля 2013 г.
Смерть Hayumi Konan 21:28:46
Не люблю я так плохо выражаться, но с 2010 года всё как-то по пи*де пошло.
Или раньше. Но именно с этого года я заметила как умирают те, без чьего творчества моя жизнь была бы... пустой.
Умирают те, кто находясь на другом конце планеты, делал мою жизнь лучше, даря радость.
Сидишь, не задумываясь, а вот оно, как удар по голове. Умер кто-то, кто как казалось будет жить и радовать ещё твоих внуков.
Надеюсь что Бог бережёт тех кто остался и не даст им уйти так же внезапно и не вовремя.
Я не была фанаткой Кори, но мне грустно от мысли что его больше нет.


Категории: Смерть, Glee
Прoкoммeнтировaть
пятница, 12 июля 2013 г.
У русских все по-русски. Финский хлеб 11:39:10
­­
Подняло настроение. С:


Категории: Видео
комментировать 2 комментария
среда, 26 июня 2013 г.
душа Юки Цуруга 05:45:55

Часы, дни, месяцы, года -
Все в прошлом, на надгробье даты.
Душа уносится туда,
Где старый дом стоял когда-то.

Забыты лица, имена.
Давно вход, наглухо, забили.
Картины, мебель, старина
Лежат под толстым слоем пыли.

Клочки бумаги на полу
И не горит огонь в камине,
И некому убрать золу.
Мрак, холод властвуют здесь ныне.

Шального ветра дикий пир.
Проник он внутрь сквозь дыры окон.
Крыс царство. Жутких тварей мир.
И паутины белый кокон.

Слез нет. Сплошная пустота.
И не испытываю боли.
Мертвы и чувства, и мечта.
И я не существую боле...
Прoкoммeнтировaть
понедельник, 10 июня 2013 г.
{Тема №101} кроль под горой 19:34:41
хюй с:
БВУХАХАХАХАХАХАХАХПХАЩХАХГА
не обращайте внимание, это нервы

Я сегодня кота на прогулку повела.
Он на меня нассал.
Happy End.
комментировать 9 комментариев | Прoкoммeнтировaть
суббота, 8 июня 2013 г.
мне нужно больше Ирен. Helena 11:29:18
­­ ­­
­­ ­­
­­ ­­
­­ ­­


Категории: Irene adler
Прoкoммeнтировaть
one love/ Helena 11:21:05
­­ ­­


Категории: Irene adler
комментировать 5 комментариев | Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 26 мая 2013 г.
ливнерог 10:19:09
Запись только для зарегистрированных пользователей.
вторник, 14 мая 2013 г.
Царь. очень приятно, Царь.(с) Велес 12:43:10
­­
Прoкoммeнтировaть
понедельник, 13 мая 2013 г.
станисав мирау. 03:02:44
Запись только для зарегистрированных пользователей.
 


___ > Цитатник пользователяПерейти на страницу: 1 | 2 | следующуюСледующая »

читай на форуме:
пройди тесты:
Научи меня жить...2
Как хорошо ты знаешь сериал...
читай в дневниках:

  Copyright © 2001—2018 XYQE
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх